Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса?

Детские объединения 

Робототехника

Программа «Робототехника» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.

Кроме этого, реализация этого курса помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности.

Курс разработан для разных возрастных групп начальной школы (учащиеся 1 – 4 классов) и 5-7 классы

Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Занятия представляют уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов MindstormsNXT.

Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребенок наделяет интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые по сути являются упражнениями из курсов математики, информатики.

Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю по 30 минут в каждой группе. Всего 34 часа.

Цель: обучение основам конструирования и программирования

Задачи:

1. Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.

2. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.

3. Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.

Среди форм организации учебных занятий в данном курсе выделяются

· практикум;

· урок-консультация;

· урок –ролевая игра;

· урок-соревнование;

· выставка;

· урок проверки и коррекции знаний и умений. 

Шахматы

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение в игре в шахматы. Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игра в шахматы в больше степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.

Программа актуальна так, как учебные занятия способствуют закреплению интереса к игре, развивают творческое мышление юных шахматистов. Шахматы являются одним из средств развития проявления целеустремленности, самообладании и воли. Отсюда, шахматы представляют собой весьма удобную и работоспособную модель для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических приемов для развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Рабочая программа адресована для учащихся отделения «Шахматы». Возраст детей – от 6 до 14 лет. Срок реализации программы –3 года.

Цели и задачи:

Цель программы: создать условия для развития творческого потенциала посредством обучения в шахматы, подготовить шахматистов III разряда.

Задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в эндшпиле;

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;

Начальная экология

Детское объединение создано 1 октября 2003 г. на базе Центра внешкольной работы для детей в возрасте от 7 до 12 лет

Цель детского объединения: формирование экологического сознания и экологической культуры, развитие интереса у детей к познанию природы и стремления к общению с ней, бережного отношения ко всему живому, привитие любви к природе и своему краю

Формы проведения занятий: экскурсии, экологические праздники, игры, выпуск листовок, стенгазет, проекты летней оздоровительной кампании, конкурсы «Знатоки природы», экологические десанты.

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Начальная экология» расчитана на 4 года обучения. Прием детей в объединение проводится в течение всего учебного года. Наполняемость группы 12-15 детей. Занятие состоит из 2 академических часов. Продолжительность 1 академического часа – 40 мин.

Первый год обучения – 2 часа в неделю, второй год – 2 часа в неделю

Третий и четвертый год обучения – 2 часа в неделю. В программе обучения – теоретические и практические занятия, экскурсии и занятия на природе, уход за декоративными животными и комнатными растениями.

Учащиеся детского объединения активно участвуют во всех районный природоохранных мероприятиях, сотрудничают с Национальным парком «Югыд ва»

Веселое рисование

Программа «Веселое рисование» рассчитана для детей младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 10 лет на два года обучения. Прием детей в объединение проводится в течение всего учебного года. Наполняемость групп детского объединения 12-15 человек. « Веселое рисование» учит раскрывать души детей для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.

Изобразительное искусство раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования

Особенность программы заключается в том, что занятия могут быть комплексными, где может быть и рисование, и лепка, и аппликация. Изобразительное искусство, пластика,

художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности

Объем программы

2-х годичного обучения - 352 часа. Первый год обучения -136 часов в год, второй год -216 часов

Формы организации образовательного процесса

Включают в себя практическую и творческую изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

На решение задач программы ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая, пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности.

Продолжительность практических занятий (тренировок) на местности, экскурсий в своем населенном пункте - 4 часа, в течение одного дня похода, соревнований, загородной экскурсии.

Теоретические занятия по 2 часа. Одно занятие продолжается 40 минут с переменой 10 минут. Занятия могут быть как спаренными, так и одинарными по усмотрению педагога. 

Юный турист

Программа дополнительного образования «Юный турист» составлена на основе авторской программы «Юные туристы-экологи» (Самарина И.А., 2004 г.).

Направленность программы туристско-краеведческая

Программа рассчитана на 2 года обучения учащихся в возрасте 8-14 лет (1-7 классы). Время, отведенное на обучение, составляет 152 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Прием детей в детское объединение в течение всего года при наличии справки от врача

Цель программы - создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности.

Актуальность данной программы определяется тем, что в условиях современной социальной среды, походы, путешествия, краеведческие исследования занимают с каждым годом все большее место в жизни наших школьников, что благотворно сказывается на их кругозоре и формировании ЗОЖ.

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Он открывает широкий простор для выявлений способностей детей, делает их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитывает человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны.

Объем программы – 2 годичный курс обучения составляет 304 часа 1и 2 год по 152 часа

Формы организации образовательного процесса

- организация экскурсий, походов, эколого-краеведческих экспедиций;

- изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;

- выявление случаев негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации;

- изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп;

- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;

- участие в различных научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д.);

- оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям (ООПТ);

- тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;

- соревнования;

- игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;

- творческие мастерские;

- пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации

Юный краевед

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Начинать воспитание надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.

Осознание того, что утрата многих народных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставило искать пути возрождения интереса детей к культурным традициям нашего народа. В результате поиска считаю необходимым строить внешкольную работу на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры.

Школа в селе – важнейший родник культуры (иногда – единственный), а деревня – это народные традиции в их наиболее чистом, «родниково -свежем» виде. «Местная история» - это прежде всего всестороннее историческое исследование взаимосвязанных частей национального прошлого. На протяжении многих веков народ коми создал богатую традициями самобытную национальную культуру. Это песни разных жанров, в том числе и напевы, входящие в разные обряды

– календарные и семейные, заклички, заговоры (обереги); хороводы, плясы, игры, сопровождаемые пением и наигрышем на каком-либо инструменте, сказки, потешки, песни, обряды, праздники, несущие положительный нравственный заряд. Именно поэтому, притягательную, магическую силу фольклора чувствует каждый, кто с ним соприкасается.

Программа кружка «Народная культура » даёт возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа. Программа краеведческого кружка чётко вписывается в общую программу курса краеведения школы и рассчитан на один год.

В процессе изучения краеведческой программы «Народная культура » обучающиеся могут получить представление о труде, о жилище, о традиционной одежде народа коми, познакомиться с праздниками и обрядами, с литературой и музыкальным

фольклором. Именно краеведение является одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к культуре, истории, к достижениям отчего края.

Актуальность данной программы определяется тем, что у обучающихся повышается интерес к культурным традициям своего народа, многообразию их проявлений. «Малая история» - это, прежде всего всестороннее исследование взаимосвязанных частей национального прошлого. Доступный материал, интерес к специфике малой родины, к деталям бытовой жизни её населения могут быть полезны не только, как иллюстрация: такая работа позволит обучающимся под руководством педагога внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, получить опыт исторической, социологической и других видов деятельности во всём спектре, трудностей, радостей.

Дополнительная образовательная программа краеведческого кружка « Народная культура » - единый курс, интегрирующий знания, умения и навыки, полученные обучающимися на уроках истории, музыки, географии, трудового обучения. Изучение многовекового наследия русского, коми народа важно в наши дни, как фактор преодоления острейших проблем духовной жизни современного общества и способствует воспитанию духовно-нравственной личности, формированию эстетического сознания.

Новизна программы в том, что обучение проходит согласно народному календарю, более естественному ритму жизни ребёнка, заданного самой природой. Важнейшими понятиями в современном мире стали «душа», «экология души», «экология народной культуры», «экология традиции». Если «душа» - это не зависимое от тела, не материальное, внутренний мир любого человека, его сознание и переживания, то «экология души» заключается в гармонии между большим и малым миром.

Реализуется главная цель занятий с обучающимися – формирование чувства причастности к истории России, культуре и традициям коми народа.

Цель программы:

Развитие творческого потенциала обучающихся на основе духовно-нравственных традиций коми народного творчества, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию коми.

Задачи:

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;

- развитие у обучающихся навыков практической исследовательской деятельности.

- создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём, включение родителей в воспитательный процесс.

- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, уважение традиций своего народа;

- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

- формирование эстетической культуры, образного мышления посредством изучения календарно- тематических праздников, обрядов, видов и форм коми народного творчества.

- воспитание уважения, любви к истории и народной культуре наших предков.

Безопасное колесо

Программа рассчитана на один год обучения для детей в возрасте 7-10 лет. Прием детей осуществляется в начале учебного года по заявлениям родителей. Наполняемость группы 12-15 человек

Основная цель программы:

Изучение Правил дорожного движения и основ безопасного управления транспортными средствами и развитие их способностей посредством теоретических занятий и занятий на компьютерных автотренажёрах. Создать условия для формирования личности безопасного типа.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

•научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;

• обучить фигурному вождению велосипеда;

•сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;

• воспитать безопасную личность.

• изучение обучающимися Правил дорожного движения и основ безопасного

управления транспортными средствами;

• развитие логического мышления, познавательной и творческой активности

учащихся, формирование у них навыков самостоятельной работы;

• формирование навыков безопасного поведения на дорогах, умение

прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации и адекватно

реагировать на эти изменения;

• воспитание характера, самодисциплины, активной жизненной позиции

обучающихся средствами технического творчества, используя

воспитательные возможности детского коллектива, объединенного по

интересам, и совместной деятельности с родителями.

Занятия проводятся из расчёта 36 часов в год. Обучающиеся не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т.п.